Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика (для информационных ресурсов) и потенциальных клиентов (для коммерческих ресурсов) и последующей монетизации (получение дохода) этого трафика.
Виды SEO
Внутренняя оптимизация (оптимизация он-сайт) – меры по продвижению применяются непосредственно к соответствующему сайту и в основном могут быть изменены только командой SEO. В качестве примеров можно привести: тщательное написание названий и описаний, удаление ошибок, улучшение скорости загрузки, обработка изображений, оптимизация структуры URL-адресов и внутренних ссылок, умеренное использование рекламных объявлений. Другими словами — улучшение впечатлений (опыта), получаемых посетителями.
Внутренняя оптимизация сайта включает в себя:
- Дубли страниц;
- Теги;
- Карта сайта – sitemap.xml;
- Настройка файла robots.txt;
- SEO тексты;
- Уникальность контента;
- Перелинковка;
- Микрформаты или микроданные;
- Юзабилити и интерфейс.
Внешняя оптимизация (оптимизация офф-сайт) – в этом случае продвижение не зависит напрямую от SEO команды, а скорее от коллективной воли Интернета. Это означает, что, исходя из объективной реальности в отношении качества веб-сайта, поисковые системы всегда пытаются найти измеримые сигналы против актуальности и важности сайта по отношению к анализированной ключевой фразе. Эти сигналы относятся к показателям качества, производительности и популярности, и, в качестве непосредственных примеров, можно привести следующие: количество и качество ссылок на анализируемую страницу, количество социальных взаимодействий (лайки в Facebook, поделиться, комментировать, создать статус в Twitter, добавить +1 и так далее), контекст, в котором появляются упоминания, достоверность и авторитетность источников, глобальный и локальный объем запросов по соответствующим ключевым словам и тому подобное.
В зависимости от степени нравственности методов, используемых в продвижении, SEO можно разделить на несколько типов:
- Белые методы поисковой оптимизации (white hat SEO) – продвижение в точности соответствует предложенной политике или намёкам поисковых систем. Используемые методы направлены на создание положительных впечатлений у посетителей, но не напрямую на рост позиций на страницах, отображающих результаты поиска.
- Черные методы поисковой оптимизации (black hat SEO) – цель продвижения заключается в манипулировании восприятием поисковых систем в отношении качества (актуальности и важности) сайта. В качестве примеров можно привести: чрезмерное использование ключевых слов в названиях и содержимом страниц, сокрытие слов позади изображений, демонстрация различного содержимого посетителям и роботам, которые индексируют сайт, покупка ссылок или социальных взаимодействий, чрезмерная оптимизация якорного текста, добавление большого количества страниц без ценного содержания, и так далее.
- Серые методы поисковой оптимизации (grey hat SEO) – комбинирование обоих методов, описанных выше, при котором все-таки соблюдаются моральные нормы. Тем не менее, в этом случае некоторые методы носят сомнительный характер, и в долгосрочной перспективе могут быть обнаружены, что повлечёт за собой наложение санкций.
Основные работы по SEO
К работам по SEO-оптимизации (поисковому продвижению) относят:
- анализ алгоритмов ранжирования поисковых систем, для выявления ключевых факторов ранжирования, отслеживание нововведений поисковиков;
- анализ текущего спроса (статистики поисковых запросов, заходов на сайты в тематике);
- составление списка продвигаемых запросов (семантического ядра);
- работы по улучшению самого сайта (внутренняя оптимизация);
- работы по увеличению цитирования сайта и числу его упоминаний в сети (внешняя оптимизация);
- работы по анализу поведения пользователей на сайте и на страницах результатов выдачи (улучшение поведенческих факторов);
- отслеживание результатов (позиции по целевым запросам, трафика) и внесение корректировок в текущую схему работы.
Этапы SEO-продвижения сайта
- Анализ сайта, тематики и конкурентов;
- Формирование первичного ядра поисковых запросов;
- Формирование широкой структуры сайта;
- Формирование задания на внутреннюю оптимизацию;
- Организация внутренней перелинковки;
- Оптимизация контента;
- Работа с краулинговым бюджетом;
- Улучшение юзабилити сайта;
- Внешняя оптимизация сайта;
- Увеличение конверсии из посетителей в клиентов;
- Поэтапная оптимизация страниц.