Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика (для информационных ресурсов) и потенциальных клиентов (для коммерческих ресурсов) и последующей монетизации (получение дохода) этого трафика.

Виды SEO

Внутренняя оптимизация (оптимизация он-сайт) – меры по продвижению применяются непосредственно к соответствующему сайту и в основном могут быть изменены только командой SEO. В качестве примеров можно привести: тщательное написание названий и описаний, удаление ошибок, улучшение скорости загрузки, обработка изображений, оптимизация структуры URL-адресов и внутренних ссылок, умеренное использование рекламных объявлений. Другими словами — улучшение впечатлений (опыта), получаемых посетителями.

Внутренняя оптимизация сайта включает в себя: 

  • Дубли страниц;
  • Теги;
  • Карта сайта – sitemap.xml;
  • Настройка файла robots.txt;
  • SEO тексты;
  • Уникальность контента;
  • Перелинковка;
  • Микрформаты или микроданные;
  • Юзабилити и интерфейс.

Внешняя оптимизация (оптимизация офф-сайт) – в этом случае продвижение не зависит напрямую от SEO команды, а скорее от коллективной воли Интернета. Это означает, что, исходя из объективной реальности в отношении качества веб-сайта, поисковые системы всегда пытаются найти измеримые сигналы против актуальности и важности сайта по отношению к анализированной ключевой фразе. Эти сигналы относятся к показателям качества, производительности и популярности, и, в качестве непосредственных примеров, можно привести следующие: количество и качество ссылок на анализируемую страницу, количество социальных взаимодействий (лайки в Facebook, поделиться, комментировать, создать статус в Twitter, добавить +1 и так далее), контекст, в котором появляются упоминания, достоверность и авторитетность источников, глобальный и локальный объем запросов по соответствующим ключевым словам и тому подобное.

В зависимости от степени нравственности методов, используемых в продвижении, SEO можно разделить на несколько типов:

  • Белые методы поисковой оптимизации (white hat SEO) – продвижение в точности соответствует предложенной политике или намёкам поисковых систем. Используемые методы направлены на создание положительных впечатлений у посетителей, но не напрямую на рост позиций на страницах, отображающих результаты поиска.
  • Черные методы поисковой оптимизации (black hat SEO) – цель продвижения заключается в манипулировании восприятием поисковых систем в отношении качества (актуальности и важности) сайта. В качестве примеров можно привести: чрезмерное использование ключевых слов в названиях и содержимом страниц, сокрытие слов позади изображений, демонстрация различного содержимого посетителям и роботам, которые индексируют сайт, покупка ссылок или социальных взаимодействий, чрезмерная оптимизация якорного текста, добавление большого количества страниц без ценного содержания, и так далее.
  • Серые методы поисковой оптимизации (grey hat SEO) – комбинирование обоих методов, описанных выше, при котором все-таки соблюдаются моральные нормы. Тем не менее, в этом случае некоторые методы носят сомнительный характер, и в долгосрочной перспективе могут быть обнаружены, что повлечёт за собой наложение санкций.

Основные работы по SEO

К работам по SEO-оптимизации (поисковому продвижению) относят:

  • анализ алгоритмов ранжирования поисковых систем, для выявления ключевых факторов ранжирования, отслеживание нововведений поисковиков;
  • анализ текущего спроса (статистики поисковых запросов, заходов на сайты в тематике);
  • составление списка продвигаемых запросов (семантического ядра);
  • работы по улучшению самого сайта (внутренняя оптимизация);
  • работы по увеличению цитирования сайта и числу его упоминаний в сети (внешняя оптимизация);
  • работы по анализу поведения пользователей на сайте и на страницах результатов выдачи (улучшение поведенческих факторов);
  • отслеживание результатов (позиции по целевым запросам, трафика) и внесение корректировок в текущую схему работы.

Этапы SEO-продвижения сайта

  • Анализ сайта, тематики и конкурентов;
  • Формирование первичного ядра поисковых запросов;
  • Формирование широкой структуры сайта;
  • Формирование задания на внутреннюю оптимизацию;
  • Организация внутренней перелинковки;
  • Оптимизация контента;
  • Работа с краулинговым бюджетом;
  • Улучшение юзабилити сайта;
  • Внешняя оптимизация сайта;
  • Увеличение конверсии из посетителей в клиентов;
  • Поэтапная оптимизация страниц.